Юнг отмечал, что когда человек оказывается в безвыходной ситуации или испытывает конфликт, не имеющий решения, — всё это можно считать классическим началом процесса индивидуации. Это означает, что ситуация не имеет решения. Бессознательному необходим этот конфликт, чтобы эго-сознание оказалось в сложной ситуации. И тогда человек может осознать то, что всякие его попытки что-либо предпринять будут неправильными, и какое бы решение он не принял, оно тоже будет неправильны. Это означает победить превосходство Эго, которое всегда полагается на иллюзию, что за ним должно оставаться последнее слово. Естественно, если человек говорит: «Ну тогда пусть всё идёт, как есть, и я вообще не буду принимать никакого решения, а лишь постараюсь оттянуть время и увильнуть от этого», — никакая целостность не будет достигнута, поскольку тогда и правда ничего не происходит. Но если у него хватает нравственных сил выдержать это страдание до конца, тогда, как правило, начинает рождаться Самость. На языке религии мы могли бы сказать, что безвыходная ситуация заставляет человека положиться на волю Господню. Говоря же психологическим языком, безвыходная ситуация, которую очень искусно устраивает Анима в жизни человека, должна привести его в такое состояние, когда он сможет приблизиться к проживанию Самости. Рассматривая Аниму как некоего проводника для души, мы сразу вспоминаем о Беатриче, ведущей Данте в Рай. Но мы не должны забывать и о том, что для него это стало возможным только после того, как он прошёл через Ад. Понятно, что Анима не может взять человека за руку и привести его прямиком в Рай. Сначала она погружает его в кипящий котёл, где ему нужно повариться какое-то время. — Роберт Джонсон, «Как овладеть своей тенью. Глубинные аспекты тёмной стороны психики»